Вы здесь

Особенности государственной регистрации и деятельности фондов

 Становление гражданского демократического общества невозможно без развития обширной сети некоммерческих объединений самой различной направленности.

В Иркутской области наиболее объемным и разнообразным по представительству сегментом гражданского общества является сектор некоммерческих организаций.

На сегодняшний день общее количество зарегистрированных в ведомственном реестре Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области некоммерческих организаций составляет 2954, из них 317 фондов.

Государственная регистрация некоммерческих фондов обладает рядом особенностей.

Фонд является не объединением граждан или юридических лиц, а объединением их имущества для выполнения общественно полезных задач. В этом, наверное, самое существенное отличие фонда от любой другой некоммерческой организации. Фонд является своеобразным некоммерческим «банком», где сначала аккумулируются средства за счет пожертвований, а затем распределяются на уставные цели фонда - социальные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели, поэтому законодательство строго не ограничивает возможный состав учредителей. Учредить фонд может и одно лицо, как физическое, так и  юридическое, как коммерческая, так и некоммерческая организация.

Среди разновидности фондов следует выделить общественные фонды. Основная особенность общественных фондов заключается в порядке их создания. Если учредителями некоммерческого фонда могут быть как физические лица - граждане, так и юридические лица (как некоммерческие, так и коммерческие организации), то учредителями общественного фонда в соответствии с нормами Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» могут быть не менее трех физических лиц, а также юридические лица, но только созданные в форме общественных объединений.

Следует отметить, что после вступления в силу Федерального закона от          06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве учредителя некоммерческого фонда могут также выступать представительные органы муниципальных образований. Однако, законодательством прямо определено, что учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Запрещается участие в благотворительных фондах органов государственной власти  и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений.

Если классифицировать фонды по целям, с которыми они создаются, безусловно, многочисленную группу составляют благотворительные фонды (в том числе благотворительные общественные фонды). На территории Иркутской области из числа зарегистрированных фондов более ста занимаются благотворительной деятельностью.

Цели деятельности благотворительного фонда установлены в статье 2 Федерального закона  от 11.08. 1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлены ограничения  в распоряжении имуществом, в частности, благотворительный фонд не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний, не может участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами и др. 

Также имеют место некоторые особенности в отношении деятельности высшего органа благотворительного фонда. Так, высший орган управления благотворительного фонда должен быть в обязательном порядке коллегиальным. При этом члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).  Кроме того, члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.

          Благотворительная или иная общественно-полезная деятельность фондов требует постоянных материальных затрат, которые невозможно обеспечивать при отсутствии членских взносов, так как структура фонда не предусматривает членства. Поэтому фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд,  и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Также фонд вправе создавать другие некоммерческие организации или участвовать в них в случае, если это совершается в интересах достижения целей, предусмотренных уставом. Законом не предусмотрена возможность участия фонда в других видах коммерческих организаций.

         В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности организации и имеют возможность участвовать в управлении его делами только через органы фонда. Кроме того, фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права.

         Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители фонда не сохраняют вещных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не приобретают каких-либо обязательственных прав в отношении фонда. Также законом не предусмотрена возможность передачи имущества фонду на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

      Учредительным документом фонда является устав. Цели создания фонда должны быть определены в его уставе исчерпывающим образом. Устав фонда помимо основных сведений, указанных в пункте 3 статьи 14 Федеральным законом              от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», должен содержать: наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения   о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе об обязательном органе - попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

       Устав фонда, в отличие от других некоммерческих организаций, может быть изменен органами фонда только в том случае, если самим уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. Если такая возможность не оговорена, изменить устав можно только в случае непредвиденных негативных последствий по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью, в суд общей юрисдикции.

        Следует отметить, что порядок ликвидации фонда (в том числе общественного фонда) имеет значительное отличие в сравнении с другими организационно-правовыми формами некоммерческих организаций. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. При этом законодательством установлен перечень оснований, по которым может быть ликвидирован фонд, а именно:

          -    если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей  и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

          -    если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

          -    в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

         -     в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

      Необходимо выделить также обязанность фондов  представлять ежегодную информацию в территориальные органы  Министерства юстиции  Российской Федерации, в том числе в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области.  

        Пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ                            «О некоммерческих организациях» устанавливает обязанность некоммерческих фондов  представлять в Управление  Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан  и лиц без гражданства. Формы (№ОН0001 и №ОН0002) и сроки (до 15 апреля года,  следующего  за отчетным) представления указанных документов установлены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72                «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» и   подпунктом  «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации  от 15.04.2006           № 212  «О мерах  по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».  Кроме того, фонды соответствующие вышеуказанному  пункту, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Управление.

           Если учредителями (участниками, членами) фонда не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также  фонд не имел в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных    или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае,  если поступления имущества и денежных средств такого фонда  в течение года составили до трех миллионов рублей, то пунктами  3.1 и 3.2  Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»  определена обязанность  представлять  в Управление  Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области заявление, подтверждающее соответствие фонда указанному  пункту  и  информацию в произвольной форме  о продолжении своей деятельности, а также  ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

         Общественные фонды представляют информацию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области согласно требованиям абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» по форме № ОН0003, в аналогичные с некоммерческими фондами сроки.  Кроме  того,  общественные фонды ежегодно информируют Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного фонда в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

       Если в соответствии с учредительными документами фонд осуществляет  благотворительную деятельность, тогда соответствии с пунктом 2  статьи 19 Федерального закона  от 11.09.1995 № 135-ФЗ  «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»,  фонд обязан  представлять отчет о своей деятельности, содержащий сведения о: 

        - финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований указанного Федерального закона по использованию имущества  и расходованию  средств  благотворительного фонда;

        - персональном  составе высшего органа управления благотворительным фондом;

        - составе и содержании благотворительных программ благотворительного фонда (перечень и описание указанных программ);

        - содержании и результатах деятельности благотворительного фонда;

        - нарушениях требований Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

          Еще одна ежегодная обязанность фондов установлена абзацем 2 пункта 2 статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации  и абзацем 2 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно: публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Законодательство не содержит информации о том, где именно фонд должен публиковать отчеты об использовании имущества. Это можно сделать в любом СМИ или разместить отчет на информационном портале Минюста России.

 

08 ноября 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).