Вы здесь

Значение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований. Задачи Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области в противодействии коррупции

Согласно положениям Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ  «О противодействии коррупции» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов отнесена к одной из мер по профилактике коррупции.

Федеральным законодательством урегулированы правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. На территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которым установлен порядок проведения антикоррупционной экспертизы. В соответствии с Федеральным законом  от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и в целях обеспечения реализации его норм Правительством Российской Федерации принято постановление  от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; данным актом утверждены Правила и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Антикоррупционная экспертиза представляет собой экспертизу нормативных правовых актов и муниципальных правовых актов, их проектов по выявлению коррупциогенных факторов, а также подготовку рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.

Коррупциогенным фактором является правовая конструкция (отдельное предписание или совокупность предписаний), которая сама по себе или во взаимосвязи с иными положениями с большей или меньшей степенью создает риск совершения коррупционных действий субъектами, реализующими предписания (коррупционные риски); вместе с тем, термин «коррупциогенный фактор» не тождественен понятию «коррупция».

В статье 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дано понятие «коррупция» как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Согласно Федеральному закону от 17.07.2009  № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенным фактором являются положения нормативного правового акта (или его проекта), предпосылки (возможность) для совершения коррупции. Таким образом, коррупция - умышленная незаконная деятельность, а коррупциогенный фактор - благоприятное условие для такой деятельности.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области в рамках своих полномочий принят комплекс мер, направленных на профилактику и противодействие проявлению коррупции. Специалисты Управления ведут учет нормативных правовых актов Иркутской области, их проектов, в которых по результатам проведения антикоррупционной экспертизы выявлены коррупциогенные факторы. В целях контроля устранения выявленных коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах Иркутской области на каждый нормативных правовой акт, в котором выявлен коррупциогенный фактор, заводится антикоррупционное производство, состоящее из заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы, переписки с органом государственной власти Иркутской области, принявшим акт, в котором выявлен коррупциогенный фактор¸ проектов правовых актов, устраняющих выявленные коррупциогенные факторы, заключений на них, принятых нормативных правовых актов, устраняющих коррупциогенные факторы.

В целях эффективного решения поставленных задач Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области заключены соглашения с Законодательным Собранием Иркутской области, с Правительством Иркутской области, с прокуратурой Иркутской области для взаимодействия сторон в области выявления коррупциогенных факторов и их устранения в нормативных правовых актах, проектах нормативных правовых актах региона, уставах муниципальных образований.

По данным за январь - ноябрь текущего года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области проведены антикоррупционные экспертизы 2757 нормативных правовых актов Иркутской области и 792 муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований Иркутской области при их государственной регистрации. В ходе проведения антикоррупционных экспертиз было выявлено 11 нормативных правовых актов Иркутской области, содержащих положения, которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции; в муниципальных правовых актах о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований коррупциогенные факторы выявлены не были.

Как показывает практика, наиболее часто встречающимися коррупциогенными факторами в нормативных правовых актах Иркутской области при проведении антикоррупционной экспертизы за указанный период являются отсутствие или неполнота административных процедур (6), определение компетенции по формуле «вправе» (4); имеют место также выборочное изменение объема прав (2), широта дискреционных полномочий (1), юридико-лингвистическая неопределенность (1).

Так, в приказе государственного органа исполнительной власти области, утверждающем административный регламент исполнения государственной функции, был выявлен коррупциогенный фактор - определение компетенции по формуле «вправе», установленный подпунктом «б» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Положение данного административного регламента, закрепляя права уполномоченных должностных лиц, допускает диспозитивное установление возможности совершения указанными лицами действий в отношении граждан и организаций. В то время как федеральным законодательством установлено, что совершение указанных действий в отношении граждан и организаций является обязанностями должностных лиц государственного органа.

В административном регламенте исполнения государственной услуги выявлен коррупциогенный фактор «неполнота административных процедур», определенный подпунктом «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Указанным административным регламентом не была предусмотрена возможность предоставления государственной услуги в электронной форме. Вместе с тем, согласно Плану перехода на предоставление в электронном виде государственных услуг исполнительными органами государственной власти Иркутской области (утвержден постановлением Правительства Иркутской области от 14.06.2012 № 344-пп), данная государственная услуга должна быть переведена в электронную форму.

В соответствии с приказом Минюста России от 01.04.2010 № 77                                   «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований» копии заключений по результатам проведения антикоррупционной экспертизы при выявлении в нормативном правовом акте Иркутской области коррупциогенных факторов направляются в прокуратуру Иркутской области и в орган государственной власти области, принявший акт.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области регулярно проводится мониторинг федерального и областного законодательства в целях выявления положений (факторов), способствующих возникновению и распространению коррупции; разрабатываются предложения по совершенствованию областного и федерального законодательства в области правового обеспечения противодействия коррупции в Иркутской области; вырабатываются меры по совершенствованию деятельности, направленной на противодействие коррупции и борьбу с ней; обеспечивается взаимодействие с федеральными органами власти, органами государственной власти Иркутской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области при проведении мероприятий по профилактике и борьбе с коррупцией. В результате совместной работы, проведенной в период январь-октябрь текущего года, количество актов, содержащих положения, которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, сократилось до трех. С органами власти, принявшими данные акты, работа продолжена.

 

С информацией о деятельности Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области в сфере противодействия коррупции, с нормативными правовыми и иными актами в сфере противодействия коррупции, с Государственным реестром независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также с докладами, отчетами, обзорами, статистическими данными и методическими материалами в указанной сфере можно ознакомиться на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - to38.minjust.ru в разделе «Противодействие коррупции».

28 ноября 2013 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).