Вы здесь

Антикоррупционная практика

Во исполнение Федерального закона от 17.07.2009 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» территориальные органы Минюста России обеспечивают проведение антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы при их государственной регистрации.

Антикоррупционная экспертиза представляет собой экспертизу муниципальных правовых актов, их проектов по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, а также разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов, проводится территориальными органами Минюста России в 30-дневный срок со дня представления муниципального акта для государственной регистрации, по результатам ее проведения составляется заключение.

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Федеральный закон № 172-ФЗ относит к основным принципам организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

В соответствии с приказом Минюста России от 01.04.2010 № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований» Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области принят комплекс мер, направленных на своевременное приведение уставов муниципальных образований Иркутской области в соответствие с действующим законодательством, а также на предупреждение внесения в муниципальный акт коррупциогенных положений, которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции должностными лицами органов местного самоуправления.

Наиболее эффективными видами методической помощи при проведении указанной работы являются:

- информирование глав муниципальных образований Иркутской области об изменениях в федеральном и региональном законодательстве путем направления писем и размещения информации на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Специалистами Управления разработаны и направлены в муниципальные образования области типовые уставы;

- предварительное согласование проектов муниципальных актов. Так, за 9 месяцев 2012г. Управлением рассмотрено 413 проектов (аналогичный период 2011г. - 285 проектов);

- размещение статей и информации о противодействии коррупции в областных средствах массовой информации, а также в СМИ органов местного самоуправления муниципальных образований;

- проведение «горячих линий» для глав муниципальных образований по вопросам местного самоуправления, приведения уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством.

Управлением организованы ежеквартальные территориальные семинары с главами муниципальных образований в рамках «Дней юстиции». Специалисты Управления принимают участие в семинарах, совещаниях, «круглых столах» с депутатами представительных органов муниципальных образований, проводимых Законодательным Собранием Иркутской области и Правительством Иркутской области.

Практика осуществления деятельности Управления в сфере регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы в 2012показывает, что сохраняется тенденция к увеличению количества поступивших на государственную регистрацию и зарегистрированных муниципальных правовых актов. В сравнении с аналогичным периодом 2011количество поступивших актов в 2012увеличилось на 37%, тогда как в 2011по сравнению с аналогичным периодом 2010увеличение поступивших актов составило 19 %.

Увеличение количества поступивших в Управление муниципальных правовых актов не повлекло увеличение количества актов с выявленными коррупциогенными факторами.

Количество актов с выявленными коррупциогенными факторами по отношению к общему числу поступивших актов в 2010 составило 3%, в 2011 - 2,3%. За 10 месяцев 2012 коррупциогенные факторы в поступивших на государственную регистрацию актах не выявлялись.

Всего с августа 2009 Управлением проведена антикоррупционная экспертиза 1893 муниципальных актов, в 50 из них были выявлены коррупциогенные факторы.

Выявленные коррупциогенные факторы из уставов муниципальных образований исключены. Сроки устранения выявленных коррупциогенных факторов составили от двух месяцев до одного года.

При организации работы по устранению коррупциогенных факторов в муниципальных актах особую роль играет конструктивное взаимодействие Управления с органами прокуратуры. В соответствии с требованиями федерального законодательства копии заключений, подготовленных по результатам проведения антикоррупционной экспертизы, направлялись в прокуратуру Иркутской области.

Практика показала, что наиболее часто встречающимися коррупциогенными факторами в муниципальных актах являлась широта дискреционных полномочий, а также чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества. Коррупциогенные факторы выявлялись, в основном, в положениях, устанавливающих гарантии для выборных лиц местного самоуправления. Установленная законодательством самостоятельность органов местного самоуправления в регулировании вопросов по закреплению гарантий выборным лицам привела к проявлению коррупциогенных факторов в уставах.

До 3 декабря 2011 в случае соответствия муниципальных актов Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству, а также при соблюдении установленного порядка принятия, при выявлении коррупциогенных факторов они подлежали государственной регистрации. Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы в обязательном порядке направлялось главе муниципального образования для рассмотрения, о чем уведомлялась прокуратура Иркутской области. При этом срок рассмотрения данного заключения законодательством для главы муниципального образования не устанавливался.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.11.2011 № Э29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» наличие в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов является основанием для принятия решения об отказе в регистрации устава муниципального образования, МПА. Это является важным шагом в развитии законодательства, свидетельствующий о возрастании значимости института антикоррупционной экспертизы МПА.

Необходимо отметить, что официальный статус, который на федеральном уровне получила антикоррупционная экспертиза, установление субъектов и порядка проведения такой экспертизы, практическая реализация принятых в последнее время нормативных актов по данным вопросам должны способствовать предотвращению коррупции и устранению ее причин.

Главам муниципальных образований Управление предлагает при подготовке и принятии муниципальных правовых актов особое внимание уделять коррупционной составляющей и соблюдению антикоррупционных требований, так как в соответствии с уставом принимаются иные муниципальные правовые акты, осуществляют свою деятельность органы местного самоуправления, а местное самоуправление играет важную роль в формировании основ российского государства, способного удовлетворить потребности и интересы граждан нашей страны.

 

С информацией об изменениях законодательства о местном самоуправлении, а также с типовыми проектами муниципальных правовых актов в области противодействия коррупции можно ознакомиться на официальном Интернет-сайте Управления to38.miniust.ru.

29 ноября 2013 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).