Вы здесь

Анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы

Анализ Управления Министерства юстиции Российской
Федерации по Иркутской области решений об отказе в государственной
регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных
правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных
образований Иркутской области, принятых в 2015 году

23.12.2015 г. Иркутск

Одной из основных задач Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области (далее – Управление) является обеспечение единства правового пространства Российской Федерации на территории Иркутской области. В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, Управление в пределах компетенции осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории Иркутской области и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, оказывает органам местного самоуправления методическую помощь по вопросам обеспечения соответствия уставов муниципальных образований Иркутской области федеральному и региональному законодательству.
Во исполнение поручения Минюста России от 04.06.2013 № 17/48814-ЮЛ, пункта 2.1.15 Плана основных организационных мероприятий Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области на II полугодие 2015 года и пункта 17 Плана работы отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований на II полугодие 2015 года проведен анализ решений Управления об отказе в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Иркутской области, принятых в 2015 году.
Управлением организована работа по государственной регистрации уставов муниципальных образований Иркутской области, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Иркутской области, проведению правовой экспертизы уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований на предмет их соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федерального и регионального законодательства, антикоррупционной экспертизы указанных актов, а также проверка соблюдения установленного Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.
Деятельность Управления по проведению антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований основана на положениях:
- Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
- постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
- приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010 № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований».
Согласно положениям части 7 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в случае, если в результате проверки сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации.
В процессе практической деятельности Управления в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований возникают отдельные проблемы:
- значительный объем регулярно принимаемых изменений в федеральное и региональное законодательство, как следствие - несвоевременное реагирование органов местного самоуправления на соответствующие изменения законодательства;
- длительная процедура принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, как следствие - оформление отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в связи с изменениями в федеральном законодательстве, произошедшими в процессе разработки и принятия вышеуказанных муниципальных правовых актов.
По состоянию на 22.12.2015 на территории Иркутской области зарегистрировано 466 уставов муниципальных образований Иркутской области, из них 32 устава муниципальных районов, 10 уставов городских округов, 63 устава городских поселений и 361 устав сельских поселений.
В 2015 году в Управление на государственную регистрацию поступило 722 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее - МПА), из них зарегистрировано 699 муниципальных правовых актов, что составляет 97% от общего количества поступивших актов; 23 МПА возвращены главам для надлежащего оформления и доработки, что составляет 3,2% от общего количества поступивших актов. За аналогичный период 2014 года в Управление поступило 692 МПА, из них зарегистрировано 688 МПА, что составляет 99,4% от общего количества поступивших актов; 4 муниципальных правовых акта возвращены для надлежащего оформления и доработки, что составляет 0,6% от общего количества поступивших актов.
По результатам проверки указанных актов решения об отказе в государственной регистрации не принимались. Норм, способствующих проявлению коррупции, в представленных на государственную регистрацию муниципальных правовых актах о внесении изменений в устав муниципального образования не выявлено.
Отсутствию отказов в государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований способствовала активная совместная работа Управления и органов местного самоуправления в форме рабочих групп, в процессе которых разработанные проекты решений до их принятия проходили проверку и согласование в Управлении.
Указанная форма взаимодействия органов местного самоуправления и Управления позволила выявить и устранить нарушения действующего законодательства на стадии разработки проектов решений и, как следствие, существенно снизить возможность последующего отказа в их государственной регистрации.
Так, в 2015 году Управлением рассмотрено и согласовано 260 проектов МПА, в отношении 235 проектов решений в адрес глав муниципальных образований направлены заключения о выявленных противоречиях действующему законодательству, а также высказаны замечания по юридико-техническому оформлению.
В целях повышения качества подготовки МПА, снижения количества отказов в государственной регистрации МПА, Управление, как и ранее, продолжает активно участвовать в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления с использованием различных форм и средств:
1) информирование глав муниципальных образований об изменениях в федеральном и региональном законодательстве, разъяснение отдельных положений федерального и регионального законодательства путем направления писем и размещения информации на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) разработка и направление главам муниципальных образований типовых уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы;
3) проведение «прямой телефонной линии» для глав муниципальных образований и их представителей по вопросам государственной регистрации муниципальных правовых актов;
4) проведение проверки новой редакции положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями, по результатам которой направляется информационное письмо о необходимости внесения изменений в устав в соответствии с действующим законодательством и разработанный Управлением проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования;
5) проведение в рамках «Дня юстиции» семинаров-совещаний для глав муниципальных образований с оказанием практической помощи по подготовке проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований и оформлению документов, необходимых для регистрации муниципальных правовых актов.
Кроме того, Управление осуществляет свою деятельность в сфере регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований во взаимодействии с Законодательным Собранием Иркутской области, управлением Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике, прокуратурой Иркутской области.
Активная деятельность Управления по приведению уставов муниципальных образований Иркутской области в соответствие с федеральным и региональным законодательством способствует положительной динамике в процессе работы органов местного самоуправления по внесению изменений в уставы муниципальных образований.
Управлением проведен обзор практики принятия решений об отказе в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа за январь-ноябрь 2014-2015гг.
По данным статистической отчетности территориальных органов Минюста России в Сибирском федеральном округе в 2015 году на государственную регистрацию поступило 6163 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципальных образований (в 2014 году – 5060 муниципальных правовых актов), из них решения об отказе вынесены в отношении 69 актов, что составляет 1,1% об общего количества поступивших актов (в 2014 году – 101 отказ в государственной регистрации).

количество МПА, поступивших на государственнуюрегистрацию (12 субъектов РФ по СФО) Зарегистрировано Отказано
всего В связи с выявленными противоречиями в законодательстве В связи с нарушениями установленного порядка принятия наличие коррупциоген-ного фактора
2014 2015 2014 2015 2014 2015 2014 2015 2014 2015 2014 2015
5060 6163 4498 5523 101 69 72 57 32 17 8 9

Прослеживается тенденция к уменьшению количества вынесеных отказов в государственной регистрации, что является следствием методической работы регистрирующих органов с проектами уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов.
Анализ практики государственной регистрации показал, что основными причинами отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в Сибирском федеральном округе являются:
1. Противоречие уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы федеральному и региональному законодательству.
Характерным нарушением законодательства, являющимся основанием для отказа в государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, являлось закрепление в уставах муниципальных образований вопросов местного значения, исключенных из части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ на момент государственной регистрации.
Выявлены нарушения норм федерального или регионального законодательства о муниципальных выборах, о проведении местного референдума, нарушения, связанные с определением полномочий органов местного самоуправления и с установлением перечня оснований досрочного прекращения полномочий главы или депутата представительного органа муниципального образования.
2. Наличие коррупциогенных факторов в уставах муниципальных образований, муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований.
В представленных на государственную регистрацию МПА выявлены коррупциогенные факторы, которые выражаются в чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества в связи с наличием отсылочных норм, приводящих к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органов местного самоуправления, принявшего первоначальный акт.
Также имеются случаи отказа в государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в связи с наличием коррупциогенного фактора, установленного подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», согласно которому, коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
3. Несоблюдение установленного Федеральным законом №131-ФЗ порядка принятия устава муниципального образования и муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.
Типичным нарушением является невыполнение требований части 4 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ, согласно которой проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
Также имеются случаи отказа в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в связи с нарушением установленного частью 5 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав. В соответствии с требованиями части 5 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, однако в ряде случаев указанные акты принимались большинством менее, чем в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Основными причинами указанных нарушений являются отсутствие в большинстве муниципальных образований квалифицированных специалистов и юристов, поддерживаемой в актуальном состоянии правовой базы федерального и регионального законодательства; неверное толкование органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления положений Федерального закона №131-ФЗ, искажение смысла закрепленных в нем норм.
Учитывая сложившуюся практику, Управление регулярно информирует органы местного самоуправления о последних изменениях федерального законодательства, так как от уровня проработки устава и своевременности внесения в него изменений либо принятия устава в новой редакции в целях приведения в соответствие с действующим законодательством напрямую зависит социально-экономическая стабильность муниципального образования.

Анализ Управления Министерства юстиции Российской
Федерации по Иркутской области решений об отказе в государственной
регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных
правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных
образований Иркутской области, принятых в 2016 году

20.12.2016 г. Иркутск

Одной из основных задач Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области (далее – Управление) является обеспечение единства правового пространства Российской Федерации на территории Иркутской области. В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, Управление в пределах компетенции осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории Иркутской области и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, оказывает органам местного самоуправления методическую помощь по вопросам обеспечения соответствия уставов муниципальных образований Иркутской области федеральному и региональному законодательству.
Во исполнение поручения Минюста России от 04.06.2013 № 17/48814-ЮЛ, пункта 2.1.19 Плана основных организационных мероприятий Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области на II полугодие 2016 года и пункта 23 Плана работы отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований на II полугодие 2016 года проведен анализ решений Управления об отказе в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Иркутской области, принятых в 2016 году.
Управлением организована работа по государственной регистрации уставов муниципальных образований Иркутской области, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Иркутской области, проведению правовой экспертизы уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований на предмет их соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федерального и регионального законодательства, антикоррупционной экспертизы указанных актов, а также проверка соблюдения установленного Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.
Деятельность Управления по проведению антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований основана на положениях:
- Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
- постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
- приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010 № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований».
Согласно положениям части 7 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в случае, если в результате проверки сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации.
В процессе практической деятельности Управления в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований возникают отдельные проблемы:
- значительный объем регулярно принимаемых изменений в федеральное и региональное законодательство, как следствие - несвоевременное реагирование органов местного самоуправления на соответствующие изменения законодательства;
- длительная процедура принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, как следствие - оформление отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в связи с изменениями в федеральном законодательстве, произошедшими в процессе разработки и принятия вышеуказанных муниципальных правовых актов.
По состоянию на 20.12.2016 на территории Иркутской области зарегистрировано 467 уставов муниципальных образований Иркутской области, из них 32 устава муниципальных районов, 10 уставов городских округов, 63 устава городских поселений и 362 устава сельских поселений.
По состоянию на 20.12.2016 в Управление на государственную регистрацию поступило и зарегистрировано 754 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее - МПА), что составляет 100% от общего количества поступивших актов. За аналогичный период 2015 года в Управление на государственную регистрацию поступило 724 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее - МПА), из них зарегистрирован 701 муниципальный правовой акт, что составляет 97% от общего количества поступивших актов; 23 МПА возвращены главам для надлежащего оформления и доработки, что составляет 3,2% от общего количества поступивших актов.
По результатам проверки указанных актов решения об отказе в государственной регистрации не принимались. Норм, способствующих проявлению коррупции, в представленных на государственную регистрацию муниципальных правовых актах о внесении изменений в устав муниципального образования не выявлено.
Отсутствию отказов в государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований способствовала активная совместная работа Управления и органов местного самоуправления в форме рабочих групп, в процессе которых разработанные проекты решений до их принятия проходили проверку и согласование в Управлении.
Указанная форма взаимодействия органов местного самоуправления и Управления позволила выявить и устранить нарушения действующего законодательства на стадии разработки проектов решений и, как следствие, существенно снизить возможность последующего отказа в их государственной регистрации.
Так, в 2016 году Управлением рассмотрено и согласовано 229 проектов МПА, в отношении 211 проектов решений в адрес глав муниципальных образований направлены заключения о выявленных противоречиях действующему законодательству, а также высказаны замечания по юридико-техническому оформлению. В 2015 году Управлением рассмотрено и согласовано 243 проекта МПА, в отношении 235 проектов МПА в адрес глав муниципальных образований направлены заключения о выявленных противоречиях действующему законодательству, а также высказаны замечания по юридико-техническому оформлению.
В целях повышения качества подготовки МПА, снижения количества отказов в государственной регистрации МПА, Управление, как и ранее, продолжает активно участвовать в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления с использованием различных форм и средств:
1) информирование глав муниципальных образований об изменениях в федеральном и региональном законодательстве, разъяснение отдельных положений федерального и регионального законодательства путем направления писем и размещения информации на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) разработка и направление главам муниципальных образований модельных уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы;
3) проведение «прямой телефонной линии» для глав муниципальных образований и их представителей по вопросам государственной регистрации муниципальных правовых актов;
4) проведение проверки новой редакции положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями, по результатам которой направляется информационное письмо о необходимости внесения изменений в устав в соответствии с действующим законодательством и разработанный Управлением проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования;
5) проведение в рамках «Дня юстиции» семинаров-совещаний для глав муниципальных образований с оказанием практической помощи по подготовке проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований и оформлению документов, необходимых для регистрации муниципальных правовых актов.
Кроме того, Управление осуществляет свою деятельность в сфере регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований во взаимодействии с Законодательным Собранием Иркутской области, управлением Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике, прокуратурой Иркутской области.
Активная деятельность Управления по приведению уставов муниципальных образований Иркутской области в соответствие с федеральным и региональным законодательством способствует положительной динамике в процессе работы органов местного самоуправления по внесению изменений в уставы муниципальных образований.
Управлением проведен обзор практики принятия решений об отказе в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа за январь-ноябрь 2015-2016гг.
По данным статистической отчетности территориальных органов Минюста России в Сибирском федеральном округе по состоянию на 01.12.2016 на государственную регистрацию поступило 5799 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (в 2015 году - 6163 муниципальных правовых акта), из них решения об отказе в государственной регистрации приняты в отношении 47 актов, что составляет 0,8% от общего количества поступивших актов (за аналогичный период 2015 года – 69 отказов в государственной регистрации).

количество МПА, поступивших на государственнуюрегистрацию (12 субъектов РФ по СФО) Зарегистрировано Отказано
всего В связи с выявленными противоречиями в законодательстве В связи с нарушениями установленного порядка принятия наличие коррупциоген-ного фактора
2015 2016 2015 2016 2015 2016 2015 2016 2015 2016 2015 2016
6163 5799 5523 4364 69 47 57 33 17 19 9 8

Прослеживается тенденция к уменьшению количества вынесеных отказов в государственной регистрации, что является следствием методической работы регистрирующих органов с проектами уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов.
Анализ практики государственной регистрации показал, что основными причинами отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в Сибирском федеральном округе являются:
1. Противоречие уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы федеральному и региональному законодательству.
Противоречия выражались в следующем:
1) несоответствие федеральному законодательству перечня вопросов местного значения муниципального образования;
2) несоответствие федеральному законодательству перечня полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
3) несоответствие положений, касающихся проведения местного референдума статье 22 Федерального закона № 131-ФЗ;
4) несоответствие положений, касающихся проведения публичных слушаний статье 28 Федерального закона № 131-ФЗ;
5) несоответствие видов муниципального контроля федеральному законодательству;
6) несоответствие положений, касающихся структуры органов местного самоуправления муниципального образования требованиям федерального законодательства;
7) отсутствие в уставе муниципального района конкретного срока полномочий депутатов представительного органа в нарушение части 2 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ;
8) установление гарантий осуществления полномочий для депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в то время как на основании устава муниципального образования, депутаты осуществляют свои полномочия на непостоянной основе;
9) несоответствие положений, касающихся опубликования проекта местного бюджета части 6 статьи 52 Федерального закона № 131-ФЗ;
10) несоответствие перечня имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований положениям части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ;
11) неверное указание на вступление в силу устава муниципального образования (решения о внесении изменений в устав), либо его отдельных положений в нарушение части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ;
12) установление положений, находящихся за пределами компетенции органов местного самоуправления муниципального образования.
Помимо перечисленных нарушений федерального законодательства, в ходе проверки документов, представленных на государственную регистрацию, также были выявлены нарушения регионального законодательства, а именно несоответствие перечня вопросов местного значения перечню, установленному законами субъектов Российской Федерации «О закреплении за сельскими поселениями вопросов местного значения»
2. Наличие коррупциогенных факторов в уставах муниципальных образований, муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований.
В представленных на государственную регистрацию МПА выявлены коррупциогенные факторы, которые выражаются в чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества в связи с наличием отсылочных норм, приводящих к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органов местного самоуправления, принявшего первоначальный акт.
Также имеются случаи отказа в государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в связи с наличием коррупциогенного фактора, установленного подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», согласно которому, коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
3. Несоблюдение установленного Федеральным законом №131-ФЗ порядка принятия устава муниципального образования и муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.
Типичным нарушением является невыполнение требований части 4 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ, согласно которой проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
Также имеются случаи отказа в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в связи с нарушением установленного частью 5 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав. В соответствии с требованиями части 5 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, однако в ряде случаев указанные акты принимались большинством менее, чем в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Основными причинами указанных нарушений являются отсутствие в большинстве муниципальных образований квалифицированных специалистов и юристов, поддерживаемой в актуальном состоянии правовой базы федерального и регионального законодательства; неверное толкование органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления положений Федерального закона №131-ФЗ, искажение смысла закрепленных в нем норм.
Учитывая сложившуюся практику, Управление регулярно информирует органы местного самоуправления о последних изменениях федерального законодательства, так как от уровня проработки устава и своевременности внесения в него изменений либо принятия устава в новой редакции в целях приведения в соответствие с действующим законодательством напрямую зависит социально-экономическая стабильность муниципального образования.

04 февраля 2014 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).